Виссарион Белинский (1811-1848) |
Вряд ли я
расскажу что-то новое. Для большинства украинцев ситуация очень знакомая. Можно
очень долго общаться с россиянами на разные темы – истории, экономики,
философии, политики. Безусловно есть россияне, которые даже критикуют Путина и
его режим. Но как только речь заходит об Украине, о том, что украинцы могут
победить и отстоять свою независимость от России, здесь умный и порядочный
собеседник вдруг меняется, его перекашивает и мы слышим: «Высокомерные хохлы»,
«русское пространство», «дураки», «националисты», «марионетки Запада», «да как
они смеют убивать русских солдат», «да как смеет этот Зеленский предлагать
русским сдаваться в украинский плен»… Да, смеем и предлагаем. По хорошему. В
Украине таких персонажей и называют «хороший русский».
Одним из
таких «хороших русских» был известный литературный критик ХІХ в. Виссарион Белинский. Он с умилением
описывает свою поездку по Украине и пишет, что ему нравятся малороссы как
подданые Российской империи. «Верст за 30 до Харькова я увидел Малороссию,
хотя еще и перемешанную с грязным москальством. Избы хохлов похожи на домики
фермеров — чистота и красивость неописанные. Вообрази, что малороссийский борщ
есть не что иное, как зеленый суп (только с курицею или бараниною и
заправленный салом), а о борще с сосисками и ветчиною хохлы и понятия не имеют.
Суп этот они готовят превкусно и донельзя чисто. И это мужики! Другие лица,
смотрят иначе.»
Но при этом
всем Белинский и мысли допускает, что Украина может быть отдельной страной, а
украинцы – отдельной нацией (а не частью «русскаго племени»), и мысли не может
допустить об отдельной украинской литературе. С каким презрением и ненавистью
он пишет об украинских писателях: "Ох эти мне хохлы! Ведь бараны — а
либеральничают во имя галушек и вареников с свиным салом! И вот теперь писать
ничего нельзя — всё марают. А с другой стороны, как и жаловаться на
правительство? Какое же правительство позволит печатно проповедывать отторжение
от него области?»
Особенно
примечательны слова Белинского о великом украинском поэте Тарасе Шевченко:
«Наводил я
справки о Шевченке и убедился окончательно, что вне религии вера есть никуда
негодная вещь. Вы помните, что верующий друг мой говорил мне, что он верит, что
Шевченко — человек достойный и прекрасный. Вера делает чудеса — творит людей из
ослов и дубин, стало быть, она может и из Шевченки сделать, пожалуй, мученика
свободы. Но здравый смысл в Шевченке должен видеть осла, дурака и пошлеца, а
сверх того, горького пьяницу, любителя горелки по патриотизму хохлацкому. Этот
хохлацкий радикал написал два пасквиля — один на государя императора, другой —
на Государыню императрицу. Читая пасквиль на себя, государь хохотал, и,
вероятно, дело тем и кончилось бы, и дурак не пострадал бы, за то только, что
он глуп.
Но когда государь прочел пасквиль на императрицу, то пришел в великий гнев, и
вот его собственные слова: «Положим, он имел причины быть мною недовольным и
ненавидеть меня, но ее-то за что?» И это понятно, когда сообразите, в чем
состоит славянское остроумие, когда оно устремляется на женщину. Я не читал
этих пасквилей, и никто из моих знакомых их не читал (что, между прочим,
доказывает, что они нисколько не злы, а только плоски и глупы), но уверен, что
пасквиль на императрицу должен быть
возмутительно гадок по причине, о которой я уже говорил.
Шевченку послали на Кавказ солдатом. Мне не жаль его, будь я его судьею, я
сделал бы не меньше.»
https://dralexandra.livejournal.com/40109.html
Заметим, что
сам Белинский не читал «этих пасквилей», но кроет Шевченко последними словами.
Знакомая ситуация. «Не читал – но осуждаю». О Шевченко как борце за свободу,
против крепостничества и самодержавия Белинский не хочет даже слышать, у него
вызывает отторжение сам «хохлацкий язык» и «хохлацкий патриотизм».
«Я так її, я так люблю
Мою Україну
убогу,
Що проклену
святого Бога,
За неї душу
погублю!»
(Т. Шевченко. Сон).
При этом Белинский был человеком
передовых взглядов для своего времени и резко критиковал
самодержавно-крепостническую Россию. «Ей (России) нужны не проповеди
(довольно она слышала их!), не молитвы (довольно она твердила их!), а
пробуждение в народе чувства человеческого достоинства, столько веков
потерянного в грязи и навозе, права и законы, сообразные не с учением
церкви, а со здравым смыслом и справедливостью, и строгое, по возможности, их
выполнение. А вместо этого она представляет собою ужасное зрелище… страны, где
нет не только никаких гарантий для личности, чести и собственности, но нет даже
и полицейского порядка, а есть только огромные корпорации разных служебных
воров и грабителей». Какой российский либерал или социалист не подпишется
под этими словами? Но как отмечали еще в начале ХХ в., российская демократия
заканчивается на украинском вопросе.
В поеме
«Кавказ» Тарас Шевченко писал:
За го́рами
гори, хмарою повиті,
Засіяні
горем, кровію политі.
Отам-то
милостивії ми
Ненагодовану
і голу
Застукали
сердешну волю
Та й цькуємо.
Лягло костьми
Людей
муштрованих чимало.
А сльоз, а
крові? Напоїть
Всіх
імператорів би стало
З дітьми і
внуками, втопить
В сльозах
удов’їх. А дівочих,
Пролитих
тайно серед ночі!
А матерних
гарячих сльоз!
А батькових
старих, кровавих,
Не ріки —
море розлилось,
Огненне море!
Слава! Слава!
Хортам, і
гончим, і псарям,
І нашим
батюшкам-царям
Слава.
І вам слава,
сині гори,
Кригою окуті.
І вам, лицарі
великі,
Богом не
забуті.
Борітеся —
поборете,
Вам Бог
помагає!
За вас
правда, за вас слава
І воля
святая!
Чурек і сакля —
все твоє,
Воно не
прошене, не дане,
Ніхто й не
возьме за своє,
Не поведе
тебе в кайданах.
А в нас!.. На
те письменні ми,
Читаєм Божії
глаголи!..
І од
глибо[ко]ї тюрми
Та до
високого престола —
Усі ми в
золоті і голі.
До нас в
науку! ми навчим,
Почому хліб і
сіль почім!
Ми християне;
храми, школи,
Усе добро,
сам Бог у нас!
Нам
тілько сакля очі коле:
Чого вона
стоїть у вас,
Не нами дана;
чом ми вам
Чурек же ваш
та вам не кинем,
Як тій
собаці! Чом ви нам
Платить за
сонце не повинні!
Та й тілько ж
то! Ми не погане,
Ми настоящі
християне,
Ми малим
ситі!.. А зате!
Якби ви з
нами подружили,
Багато б
дечому навчились!
У нас же й
світа, як на те —
Одна Сибір
неісходима,
А тюрм! а
люду!.. Що й лічить!
Од
молдованина до фіна
На всіх
язиках все мовчить,
Бо
благоденствує! У нас
Святую Біблію
читає
Святий
чернець і научає,
Що цар
якийсь-то свині пас
Та дружню
жінку взяв до себе,
А друга вбив.
Тепер на небі.
От бачите,
які у нас
Сидять на
небі! Ви ще темні,
Святим
хрестом не просвіщенні,
У нас
навчіться!.. В нас дери,
Дери та дай,
І просто в
Рай,
Хоч і рідню
всю забери!
У нас! чого
то ми не вмієм?
І зорі лічим,
гречку сієм,
Французів
лаєм. Продаєм
Або у карти
програєм
Людей... не
негрів... а таких,
Таки
хрещених... но простих.
Ми не
гішпани; крий нас, Боже,
Щоб крадене
перекупать,
Як ті жиди.
Ми по закону!..
По закону
апостола
Ви любите
брата!
Суєслови,
лицеміри,
Господом
прокляті.
Ви любите на
братові
Шкуру, а не
душу!
Та й лупите
по закону
Дочці на
кожушок,
Байстрюкові
на придане,
Жінці на патинки.
Собі ж на те,
що не знають
Ні діти, ні
жінка!
За кого ж Ти
розіп’явся,
Христе, Сине
Божий?
За нас,
добрих, чи за слово
Істини... чи,
може,
Щоб ми з Тебе
насміялись?
Воно ж так і
сталось.
Храми,
каплиці, і ікони,
І ставники, і
мирри дим,
І перед
обра[зо]м Твоїм
Неутомленниє
поклони.
За кражу, за
войну, за кров,
Щоб братню
кров пролити, просять
І потім в дар
Тобі приносять
З пожару
вкрадений покров!!
Просвітились!
та ще й хочем
Других
просвітити,
Сонце правди
показати
Сліпим,
бачиш, дітям!..
Все покажем!
тілько дайте
Себе в руки
взяти.
Як і тюрми
муровати,
Кайдани
кувати,
Як і
носить!.. і як плести
Кнути
узловаті —
Всьому
навчим; тілько дайте
Свої сині
гори
Остатнії...
бо вже взяли
І поле і
море.
Имперское
мышление – характерная черта многих российских политиков и правого, и левого
толка. Анатолий Чубайс, известный деятель ельцинской и путинской России и борец
с «коммунистическим тоталитаризмом», еще в конце 90-х заявил, что Россия должна
стать либеральной империей. Насчет либеральной - конечно есть сомнения, но
империей она действительно стала вновь. Как тогда же писал историк Александр
Янов – из веймарской России возникнет новая империя. Чубайс действительно стал одним из ее
архитекторов. Только вот результат видимо ему совсем не понравился – в марте
этого года Чубайс тихо сбежал из России.
Лидер
российских большевиков Владимир Ленин много обличал великорусский шовинизм,
который превратил Россию в тюрьму народов, но на месте старой империи Романовых
большевики создали фактически новую империю – в форме «Союза Советских
Социалистических республик». Сомнения в нем одолевали Ленина до последних дней
его жизни. Одна из последних ленинских работ «К вопросу национальностях или об
автономизации»- начинается словами:
«Я,
кажется, сильно виноват перед рабочими России за то, что не вмешался достаточно
энергично и достаточно резко в пресловутый вопрос об автономизации, официально
называемый, кажется, вопросом о союзе советских социалистических республик.» Ленин привычно апеллирует к рабочим России,
хотя намного больше он пишет о вине перед угнетенными нациями и народностями.
«Я уже
писал в своих произведениях по национальному вопросу, что никуда не годится
абстрактная постановка вопроса о национализме вообще. Необходимо отличать
национализм нации угнетающей и национализм нации угнетенной, национализм
большой нации и национализм нации маленькой.
По
отношению ко второму национализму почти всегда в исторической практике мы,
националы большой нации, оказываемся виноватыми в бесконечном количестве насилия,
и даже больше того - незаметно для себя совершаем бесконечное количество
насилий и оскорблений, - стоит только припомнить мои волжские воспоминания о
том, как у нас третируют инородцев, как поляка не называют иначе, как
«полячишкой», как татарина не высмеивают иначе, как «князь», украинца иначе,
как «хохол», грузина и других кавказских инородцев, - как «капказский человек».
Поэтому
интернационализм со стороны угнетающей или так называемой «великой» нации (хотя
великой только своими насилиями, великой только так, как велик держиморда)
должен состоять не только в соблюдении формального равенства наций, но и в
таком неравенстве, которое возмещало бы со стороны нации угнетающей, нации
большой, то неравенство, которое складывается в жизни фактически.»
«При таких
условиях очень естественно, что «свобода выхода из союза», которой мы
оправдываем себя, окажется пустою бумажкой, неспособной защитить российских
инородцев от нашествия того истинно русского человека, великоросса-шовиниста, в
сущности, подлеца и насильника, каким является типичный русский бюрократ.»
Но
предложенные Лениным меры для преодоления этого были лишь паллиативами. Ленин
прекрасно знал, что реально руководит всеми советскими республиками строго
централизованная Российская Коммунистическая партия, и сделал все, чтобы
независимые от РКП(б) коммунистические или социалистические партии других
народов бывшей империи были ликвидированы. Эту двуличную лицемерную политику российских
большевиков обличали тогда же украинские марксисты – Лев Юркевич-Рыбалка и
Василий Шахрай.
В начале ХХІ века в России возник новый
фашистский режим – русский рейх, который они называют русский мир, который
пытается восстановить Российскую империю в границах то ли 1914, то ли 1991
года. Этот режим развязал войны в Чечне, Грузии, Украине и продолжает
подавление и русификацию всех народов так называемой Российской Федерации.
Большая часть ее населения так же заражена идеологией рашизма – российской разновидности
фашизма, как и большая часть немцев при Гитлере были заражены нацизмом. Тех,
кто с этим не согласен и пытается бороться – бросают в тюрьмы, как например
Игоря Кузнецова. Этот режим угрожает всему миру ядерным апокалипсисом. Но эта
новая империя обречена также как и все предыдущие. И чем раньше россияне это
поймут – тем лучше будет для них самих, тем меньше жертв это будет стоить и им
и их соседям. Но для этого нужен действительный военный разгром путинского
рейха, как необходимое условие уничтожения русского фашизма. И сейчас главную
роль в этом играет Украина. Поэтому всякий честный и порядочный россиянин
должен помогать этому - ради своего же будущего.
Не будь такими как Белинский и Чубайс.
Андрій Здоров.
Читайте также:
Немає коментарів:
Дописати коментар