суботу, 7 лютого 2015 р.

«Я где? Я на войне», – о событиях 2 мая в Одессе

   События 2 мая 2014 г в Одессе до сих пор находятся в центре внимания политической борьбы не только в нашем городе, но и в контексте российско-украинской войны в целом. Сам хозяин Кремля и масса его сторонников неоднократно утверждали, что Одесса - исторический центр Новороссии - оказалась в составе Украины случайно, по злой воле большевиков. Да и сама Украина, по версии Путина,  - это историческое недоразумение, скроенное из окраин России, Польши, Венгрии и Румынии. Раздел Украины, как и раздел Чехословакии в 1939 г., по идее некоторых политиков, должен остановить войну, умиротворить агрессора. К чему ведут такие попытки история уже показывала не один раз.
   Здесь мы публикуем очерк, написанный бывшим активистом "Левой Оппозиции", непосредственным очевидцем событий 2 мая в Одессе. В качестве эпиграфа можно привести высказывание, опубликованное на странице одесской секции сталинистской организации "Боротьба" в начале мая того же года: 
"Но уничтожать бендеровцев, фашистов, правосеков - это такое же святое дело, как уничтожать фашистов в Великую Отечественную Войну, на их продажных руках не справедливая кровь... Нужно помочь Донецкой, Луганской и Одесской области провести референдумы и сразу будет ясно и многие вопросы сами отпадут, а санкции без надобности сами отпадут. Помочь наблюдателям. Операция по принуждению к миру в этих областях не затянется долго, если ввести 70 000 миротворцев из России, много и добровольцев рвутся помочь своим родственникам на юго-востоке... Люди Майдана и правого сектора не профессионалы их нужно выдворить за пределы областей и оградится колючей проволкой от бендеровской Украины..."  
https://www.facebook.com/borotba.odessa?fref=ts (удалено спустя несколько недель)

«Я где? Я на войне», – о событиях 2 мая в Одессе

 

   Благообразный седой дедушка в коричневом пиджаке разговаривает по мобильному. «Привет. Я где? Я на войне».
   Разбитая брусчатка, на улице кровавые дорожки, валяются окровавленные бинты. Резкие, как щелчки кнута, звуки выстрелов. Молодой парень, лет шестнадцати наверное, просит уступить ему место на скамейке. У парня перевязана голова, из-под перевязки капает кровь. Это центр Одессы. 2 мая 2014 года.
   Помню, какой шок вызвали у меня события в Жанаозене в декабре 2011-го. Я не мог понять, как можно в 21-м, мать его, веке, вот просто так взять и убивать людей на улицах. И не где-то там далеко, а совсем рядом, у соседа по почившему Союзу. Но где-то в глубине души продолжала жить непонятно откуда взявшаяся, но твёрдая уверенность в том, что в Украине такого быть не может. Ну что вы, это же Украина… В ночь с 18 на 19 февраля, прилипнув к экрану телевизора, по ту сторону которого пылал Майдан и сквозь зарево долетали слова украинского гимна, я понял, что уверенность эта исчезла. Испарилась. Оставалась, правда, ещё одна, иррациональная и ничем не подкреплённая, но упрямая уверенность – ну уж в Одессе то такое точно не возможно.
   2 мая оказалось, что возможно.
   Кто виноват в одесской трагедии? Для меня ответ очевиден – русские фашисты и милиция.
   Фашисты, фашисты – и не надо тут про «дедывоевали». Можете своими георгиевскими ленточками хоть с ног до головы обмотаться – вы всё равно фашисты. Ваши действия говорят сами за себя. Радикалы из пророссийского лагеря пришли в центр города с конкретной целью – бить, а возможно и убивать, людей.
   О том, что болельщики «Черноморца» и «Металлиста» собираются проводить в Одессе марш за единство Украины перед футбольным матчем, знали все. И о том, что к ним собираются присоединиться активисты одесского Майдана – тоже. Уже за несколько дней до запланированного мероприятия наиболее радикальная часть пророссийского движения – так называемая «одесская дружина», сплошь состоящая из русских наци (подробнее о дружинниках – здесь, увы, сайт с оригиналом статьи лежит, а в этом перепосте нет ссылок) – пообещала сорвать мероприятие. Например, вот. Собственно говоря, призывы убивать «майданутых» на ресурсах куликовцев (так в народе называют местное сепаратистское движение, разместившее свой палаточный лагерь на одной из площадей города – на Куликовом поле) появлялись с завидной регулярностью. Нередки были и упрёки со стороны рядовых активистов (между прочим, особенно почему-то девушек) в адрес вождей – почему мы до сих пор ничего не делаем, почему до сих пор не разогнали майдановцев и т.п. Хватит, мол, сидеть сложа руки, нужно сражаться. Что ж, пришли. Посражались.
   «Одесская дружина» собралась возле памятника погибшим милиционерам на Александровском проспекте. Человек 300-400, практически ни одной женщины (кроме нескольких девочек из санслужбы), ни одного старика, все бойцы, соответствующе экипированные, в касках, многие в бронежилетах, со щитами, битами и дубинками. На щитах нескольких – логотипы русско-националистической организации «Дозор», у многих – соответствующая символика. Выстроившись вдоль проезжей части, они стучали битами об щиты и выкрикивали лозунги. Рядом – много ментов, а ещё целый автобус с «Беркутом» или как он там называется.
   Примерно в то же время, в нескольких кварталах, на Соборной площади, начали собираться участники марша за единство. Две – три тысячи человек, ультрасов из них – не больше трети. Как всегда на мероприятиях одесского Майдана – много женщин, пенсионеров, людей с детьми. Страшные харьковские фанаты-«бендеровцы», которыми пугали одесситов дружинники, в большинстве своём отправились на футбол и в столкновениях не участвовали. Зато в толпе было несколько человек в футболках с символикой «Металлиста» – например, аристократичного вида седовласый мужчина лет пятидесяти с женой и детьми, или несколько девушек – на вид совсем ещё подростки. Хоть как-то вооружена была только Самооборона Майдана.
  Одного взгляда на два лагеря было достаточно, чтобы понять – кто пришёл на мирную акцию, а кто готовился к боевым действиям. Важное обстоятельство – лагерь куликовцев стоит в Одессе уже несколько месяцев. Каждую неделю проходят пророссийские марши. И ни разу со стороны майдановцев не было никакой реакции, более значимой, чем тыканье средних пальцев в сторону марширующих. Горячих голов, конечно, хватало и на Майдане – но разговорами дело всегда и заканчивалось. Да что там далеко ходить – за день до побоища, пророссийское движение провело первомайскую демонстрацию, пройдясь центральными улицами города и скандируя лозунги вроде «Одесса русский город» и «Слава «Беркуту» – и никто их не трогал. Ни активисты Майдана, ни футбольные фанаты, ни «Правый сектор», который, если совсем уж честно, в Одессе больше напоминает вышедших в поход десятиклассников, чем грозных боевиков-радикалов.
   Когда колонна участников марша единства вышла на улицу Греческую, там их уже ждали «дружинники». Каким образом на глазах у ментов колонна вооружённых людей смогла пройти к месту сбора своих оппонентов – для меня остаётся загадкой. Ведь они прекрасно знали, что это за люди и чего они хотят. Впрочем, учитывая, что на руках у нескольких милиционеров видели те же повязки из красного скотча, что и у боевиков – возможно, это не так уж и удивительно. В активистов полетели светошумовые гранаты. Звук выстрела не перепутаешь ни с чем. Как и огнестрельные ранения. Как и патрон, который мы нашли на Дерибасовской – знающие люди говорят, что это для «Сайги», охотничьего варианта автомата Калашникова. Не знаю, им виднее. Стреляли и с крыши торгового центра «Афина», в котором пытались укрепиться боевики. Видеоматериалов в сети немало. Майдановцы защищались как могли. Мой друг со своими друзьями – простые одесские ребята, футбольные болельщики, всегда с плохо скрываемым отвращением поглядывавшие на ультрасов, попав под обстрел, уже через несколько минут плечом к плечу с теми самыми ультрасами «рубились» с боевиками. Уже позже, когда русских наци удалось загнать на Греческую площадь и взять в осаду, я видел нескольких парней восточной внешности, арабов или турков, помогавших майдановцам строить баррикады. Пресловутые коктейли Молотова девочки варили прямо тут, на месте, в пивных бутылках, купленных в ближайших магазинах. Типичные одесские бабушки носили камни майдановцам. «Не чекав побачити тут лівих», – сказал мне парень в балаклаве, с которым мы вместе тащили мусорный контейнер на баррикады – я его не знаю, он меня, по-видимому, знает. «Добре що ми тут всі разом, як на Майдані», – добавил он.
   Стрельба началась со стороны противников Майдана, пытавшихся воспрепятствовать маршу. 

   В центре города творился ад, менты же вели себя, как будто вокруг самый обыкновенный, ничем не примечательный майский день. Уже гремели выстрелы, уже выносили из гущи боя раненых, а милиционеры небрежной походкой направились к обочине Соборной площади, для того, чтобы… выстроится и отправится в неизвестном направлении. Майдановцы кричали им вслед «Куда вы? Кто же нас будет защищать?», кое-кому дали по шапке. Когда боевики застрелили активиста, менты пытались просто сбежать с места событий – вот, наслаждайтесь. Спецназовцы построили черепаху (300 спартанцев!) и сгрудились под стеночкой, пока шёл самый настоящий бой.

«Одесса не Крым, Одессу хер сдадим!», – скандировали активисты. И не сдали. Боевики явно не ожидали такого отпора. Ответный поход на Куликово поле, наверное, был неизбежен. Многие активисты туда не пошли – по понятным соображениям, зато туда отправилась наиболее радикальная часть марша за единство. Там разыгрался второй акт трагедии. На Греческой люди гибли под пулями. На Куликовом – задыхались в дыму и разбивались, выпрыгивая из окон. Насмерть разбился депутат облсовета Вячеслав Маркин. Одесситы помнят его, в основном, благодаря событиям 19 февраля – когда приезжие боевики в одинаковой чёрной одежде избивали битами активистов Майдана и журналистов, господин Маркин говорил, что это самооборона города, а «майдаунам» «мало дали». Кто поджёг Дом профсоюзов – неизвестно, коктейли Молотова летели с обеих сторон. Пророссийские ресурсы живописуют, как радикалы из числа сторонников Майдана били тех, кто выбирался из горящего здания. Только вот о другом почему-то не пишут. О том, как сами майдановцы, в первую очередь, Самооборона, отбивали раненых у собственных радикалов, как оказывали им первую помощь. Как те же бойцы Самообороны следили, чтобы попавшие в плен сепаратисты оказались в руках милиции, а не разозлённой толпы. Не говорят и о том, что из горящего Дома профсоюзов отстреливались. Один из местных телеканалов, «1-й городской» целый день вёл прямую трансляцию с улиц города, практически без собственных комментариев. Из этой трансляции одесситы узнали и об оружии, хранившемся в самом профсоюзном здании. Страничка «дружинников» сразу же отреагировала истеричным постом, с капслоком и тысячами восклицательных знаков: «Не смотрите 1-й городской, там всё ложь»…
   Интересный момент: самая радикальная часть одесского Антимайдана – нацистская «одесская дружина», «имперцы» и казаки – ещё накануне покинула Куликово поле, перебазировавшись за город, на 411-ю батарею. Их лагерь тоже был ликвидирован – но при этом ни один человек не пострадал. Потому что никто не баррикадировался и не отстреливался, находившиеся там пророссийские активисты просто тихо ушли.
   Куликово поле было уникальным в своём роде сборищем консервативных сил всех мастей. «Все силы старого мира», как сказали бы революционеры прошлого, соединились там. Почитатели Сталина и любители «царя-батюшки», русские наци и опереточные казаки, православные фанатики и ностальгирующие по Брежневу бабушки, борцы с ювенальной юстицией, однополыми браками и прививками от гриппа. Это чёрная реакция, с какой стороны не посмотри. Я давно перерос тот возраст, когда можно кричать про революцию и петь про «горе народа затопим в крови». Я убеждённый гуманист и пацифист. И любая смерть для меня трагедия. Даже политического противника. Даже врага. Но меня бесит, что теперь вся эта реакционная публика воет по поводу замученных в Доме профсоюзов людей. Что ж вы честно не расскажите, как вы собирались избивать и убивать, как нападали первыми, как стреляли по толпе с крыш? Гибель ваших сторонников на Куликовом – целиком и полностью на вашей совести. Вы сделали всё возможное для того, чтобы закончилось именно так. И это ещё один довод за то, что вы фашисты.
   P.S. Ночью, после разгрома Куликова поля, на страничке «одесской дружины» появился пост, заканчивающийся фразой «Одесса – город-герой, и жить в нём должны герои, а не жиды и торгаши». Не успел заскринить – уже утром «жидов» заменили на «предателей». Ага, расскажите ещё про воевавших дедов.
   P.P.S. С одной из официальных групп одесского Антимайдана «Для меня исчез тот псевдо образ украинца-брата, ибо на Украине живут русские люди, а кто себя таковыми не считает – мрази, быстром концом которых должна стать одна лишь смерть».
   P.P.P.S. Сейчас в антимайдановских группах выкладывают ссылки на странички ВК активистов Майдана. Не разбираясь, были ли они вообще 2 мая – просто людей, у кого на стене есть что-то за Майдан. Выложили и несколько домашних адресов активистов и активисток. Выложили в том числе и ссылку на жену одного из активистов либерального «Демократического альянса» («самка одного из лидеров») – при том, что как раз «Демальянс» всегда сдерживал горячие головы из среды Майдана и решительно выступал против любого насилия по отношению к политическим оппонентам.

Сергей Ищенко.
май 2014 г.

Немає коментарів:

Дописати коментар