вівторок, 19 квітня 2016 р.

Фигура умолчания или человек, которого не было.


В 1993 г., когда я учился на втором курсе истфака Одесского университета, одна из уважаемых мной преподавателей, тогда доцент, а сейчас уже профессор, которая никогда не стыдилась называть себя марксистом, прокомментировала события в России - штурм Белого Дома войсками президента Бориса Ельцина и принятие новой конституции РФ:
- Честный человек Шахрай... Для украиноязычного слушателя это звучит как анекдот!

Фраза конечно относилась к соратнику Ельцина Сергею Шахраю, но она говорила еще и другом. О том, что человек, всю жизнь проживший в Украине, и считающий себя марксистом, ничего не знает о Василии Шахрае. Одного из лидеров большевиков Украины в 1917 г., члена первого украинского советского правительства - Народного Секретариата, человека, который председательствовал на первом заседании первого Центрального Исполнительного Комитета Советов Украины, было приказано просто вычеркнуть из истории.


Характерный факт. К 70-летию Октября в 1987 г. в Киеве вышло объемное издание – энциклопедический справочник «Великий Октябрь и гражданская война на Украине», в работе над которым приняли участие более сотни историков и архивистов со всей республики. Там можно найти биографии многих руководящих деятелей КПСС сталинского и брежневского периодов, которые имели самое малейшее отношение к событиям в Украине в 1917-1920 гг. (А.А.Андреев, Г.К.Жуков, М.И.Калинин, А.Я. Пельше и др.), но биографию первого «военного министра» Советской Украины Василия Шахрая вы в этой книге не найдете. Его имя упоминается лишь в статье «Национал-уклонизм»: «Коммунисты Украины осудили, в частности, национал-уклонистские попытки ревизии основных положений ленинской национальной политики со стороны В.Шахрая. В своих публикациях (1918 – начало 1919 гг.) он допустил ряд националистических искажений национальной политики партии. В марте 1919 г. ЦК КП(б)У исключил В.Шахрая из партии».

В феврале 1988 г., в разгар перестройки, на волне разоблачения «белых пятен» советской истории киевский профессор Юрий Гамрецкий опубликовал в газете «Радянська Україна» статью, посвященную одному из лидеров большевиков Украины в 1917 г., члену первого советского правительства Украины – Народного Секретариата – Василию Шахраю. Реакция правящих кругов не заставила себя ждать. 30 марта 1988 г. Политбюро ЦК КПУ под председательством В.В.Щербицкого приняло специальное постановление, где данная статья была сурово осуждена как попытка реабилитации деятеля, «который занимал антиленинские позиции по национальному вопросу, выступал против решений 1-го съезда Компартии Украины». Соответствующим органам поручалось принять меры к недопущению впредь подобных публикаций.

Ну ладно времена СССР. Сегодня пролистывал небольшую книжку профессора Валерия Солдатенко "Початок звитяжного шляху. Створення Комуністичної партії України/ До 85-річчя І з"їзду КП(б)У." (К.: Оріяни, 2003. - 100 с.), подаренную мне самим автором. Солдатенко таки упоминает Шахрая один раз, когда речь идет о создании Народного Секретариата (с.40), но далее, когда речь идет о первом краевом съезде большевиков Украины (первом всеукраинском совещании) 3-5 декабря 1917 г., фамилии Шахрая опять нет, хотя он был не просто участником, а докладчиком по вопросу "Краевой орган и работа в крае". "В состав Всеукраинского партийного центра (краевого комитета), который назвали "Главный комитет Социал-демократии Украины" было избрано 9 членов и 4 кандидата: О.Александров (видимо так перевели инициал А. Александров, на самом деле его имя Аршак Александров), Е.Бош, А.Горвиц, О.Гриневич (Андрей Гриневич), В. Затонский, И.Кулик, Я Гамарник, В. Люксембург, Л. Пятаков и др." (Стр.50). Шахрая как будто не было.

Берем протоколы этого совещания, изданные еще в 1926 г. в журнале "Летопись революции", и повторно в 1990 г. в сборнике "Большевистские организации Украины: организационно-партийная деятельность (февраль 1917-июль 1918 гг.)." Всего в совещании приняло участие 47 делегатов с решающим голосом и 7 с совещательным. Избранными в Главный комитет оказались: Ауссем (26 голосов), Шахрай (26 голосов), Лапчинский (25 голосов), Бош (24 голоса), Затонский (21 голос), Александров (20 голосов), Кулик (19 голосов), Гриневич (18 голосов), Горвиц(16 голосов). Кандидаты: Люксембург, Гамарник, Гальперин, Пятаков. То есть кандидатура Шахрая получила (наравне с Владимиром Ауссемом) большинство голосов участников совещания, которые имели право голоса. Результаты этого голосования опровергают также и мнение полтавского историка Олександр Юренко, много сделавшего для возрождения памяти о В. Шахрае, о том, что Шахрай был одиночкой, которого никто не поддерживал в среде большевиков. 
Даже Евгения Бош, которую после совещания выбрали председателем Главного комитета РСДРП(б) -Социал-Демократии Украины, получила на два голоса меньше. Но Солдатенко об участии Шахрая в этом совещании и его роли в деятельности большевиков не упоминает ни одним словом.

Объяснить это можно лишь тем, что Валерий Федорович Солдатенко и в 2003 г. продолжал выполнять решения ЦК КПУ 1919 и Политбюро ЦК КПУ 1988 г., которыми имя Василия Шахрая пытались вычеркнуть из истории навсегда. И это не удивительно. 
Василий Шахрай действительно выступал против создания в Украине областного филиала Российской Коммунистической партии, какой и стала КПУ, потому что считал, что это приведет к дискредитации и поражению социализма в Украине. Он боролся за создание Украинской Коммунистической партии, равноправной с Российской, за самостоятельную Советскую Украину, равноправную сестру Советской России...

Имя Васыля Шахрая не нужно было ни бывшему главе Института национальной памяти Валерию Солдатенко, ни нынешнему его главе Владимиру Вятровичу. Оно разрушает стереотипы. Но без таких имен история революции, история марксизма в Украине невозможна.

Небольшая группа украинских марксистов выступила с инициативой переиздания классической работы основателя украинского национал-коммунизма Василя Шахрая "Революция на Украине" (1918. 150 стр).

Мы считаем крайне важным переиздание классики украинского марксизма именно сейчас, когда социалистическое движение в Украине находится в глубоком кризисе. Исключенный из партии большевиков за критику Ленина Василь Шахрай - забытая фигура в социалистическом и коммунистическом движении, которая повлияла на целое поколение так называемых "национал-коммунистов". Мы бы хотели переиздать его работы и на украинском языке - "До хвилі" (1919), и на русском - "Революция на Украине", но понимаем, что реально сейчас может окупиться только русское издание. Ввиду событий украинской революции 2014 г. интерес к Украине сейчас в России очень высок. Показательно, что в книжном магазине при московском издательстве УРСС книга Шахрая "Революция на Украине" 1918 г. предлагается по цене 8000 рублей!

Мы понимаем, что наши силы очень ограничены, но готовы сделать все, от нас зависящее, для реализации этой идеи.

“Щоб тебе поважали мало того, щоб усі люди були рівні. Треба, щоб ти сам себе поважав. Ти повинен примусити поважати твою волю, твою мову, тебе самого”.
В.Шахрай, С.Мазлах. До хвилі. – Саратов, 1919. – С.85.

"Нова Росія і нова Україна — дві рівноправні сестри, дві вільні країни, дві незалежні, самостійні і в той же час об'єднані спільними інтересами, пошаною чемности одна до одної, — ось до чого ми прагнемо, ось чим боліємо ми, ось до чого закликаємо ми, ось що дає нам виправдання в тому, що ми насмілилися звернути увагу робітників і селян до своїх думок, до своїх «ума холодных наблюдений и сердца горестных замет».
Краще пізно, ніж ніколи. А що пізно, то вина лежить не тільки на нас, а й на тому, що волею історичних судеб нам доводиться жити в більш-менш «прекрасному далекому», куди звістки доходять пізно і не дуже повно, так що орієнтуватися у свій час трудно."
Сергій Мазлах. Василь Шахрай. До хвилі. Що діється на Україні та з Україною 1919.

Немає коментарів:

Дописати коментар